Пятница, 27 сентября 2024 года, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Пятница, 27 сентября 2024 года, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня выделяется среди других Господских праздников. Он посвящен событию не из Священного Писания, а из жизни христианской Церкви. Император Константин Великий, который уверовал в Иисуса Христа и прекратил гонения на христиан, очень хотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. В 326 году он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Тогда в земле под горой Голгофой обнаружили три креста. Чтобы выбрать из них главный, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И случилось чудо: возложенный на один из крестов воскрес. Чтобы собравшийся народ смог увидеть святыню, иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста.
Особенности православного богослужения
Вечером накануне самого праздника перед началом всенощного бдения священник и диакон подходят к жертвеннику. Диакон произносит: «Благослови, владыко». Священник отвечает: «Благословен Бог наш…» Звучит Трисвятое — молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», всегда произносимая трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.
После возгласа «Яко Твое есть Царство…» в алтаре поют тропарь Креста: «Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Затем «Слава, и ныне» и кондак Креста «Вознесыйся на Крест волею…».
В это время старший (если служат несколько) священник поднимает на голову блюдо с Крестом и вслед за алтарником со свечой и диаконом с кадилом переносит Крест на престол, полагая его на место, где обычно лежит Евангелие. Перед престолом ставится зажженная свеча.
Полиелей (торжественная часть праздничной утрени) совершается в алтаре, то есть духовенство не выходит, как обычно, на середину храма. Евангелие тоже читается в алтаре.
После великого славословия Крест выносится на середину храма. В завершение службы совершается поклонение Кресту (при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»), поются стихиры, во время которых священник помазывает всех молящихся освященным маслом.
Утром на литургии звучит песнопение «Кресту Твоему...» вместо Трисвятого, а вместо «Достойно есть» задостойник: «Тайн еси, Богородице, рай,/ невозделанно возрастивший Христа,/ Имже крестное живоносное на земле насадися Древо;/тем ныне возносиму,// поклоняющеся Ему, Тя величаем».
Крест будет находится в центре храма до отдания праздника в пятницу, 4 октября.